Информационная безопасность

Нормативное регулирование

  • Конституция Российской Федерации содержит нормы, которые определяют правовые основы информационной безопасности: основные положения правового статуса субъектов информационных отношений, принципы информационной безопасности (законности, уважения прав, баланс интересов личности, общества и государства), конституционный статус государственных органов, обеспечивающих информационную безопасность и др. Например, к таким положениям относятся нормы, которые устанавливают право каждого субъекта свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п.4.ст. 29). Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на доступ к информации о частной жизни и передачу сообщений по линиям телефонной связи (ст.23) смотреть
  • Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Закон определяет ключевые термины в области безопасности, которые применимы и для сферы информационной безопасности, принципы и систему безопасности, правовой статус и состав Совета Безопасности Российской Федерации смотреть
  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»  регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. Федеральный закон от 27 апреля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации смотреть
  • Трудовой кодекс РФ определяет общие требования по обработке и защите персональных данных работника, устанавливает сроки хранения таких данных и процедуру их использования. В случаях нарушения норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Трудовой кодекс РФ определяет норму об ответственности за разглашение отдельных видов тайн и персональных данных смотреть
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  в главе 13 определяет административную ответственность за правонарушения в области связи и информации смотреть
  • Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации (утв. Министерством образования и науки РФ от 11 мая 2011 г. N АФ-12/07вн) смотреть
  • Российская Федерация Федеральный закон 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принят Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 30.06.2007 № 120-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 28.04.2009 № 71-ФЗ, от 03.06.2009 № 118-ФЗ, от 17.12.2009 № 326-ФЗ, от 21.07.2011 № 252-ФЗ, от 03.12.2011 № 377-ФЗ, от 03.12.2011 № 378-ФЗ, от 05.04.2013 № 58-ФЗ, от 29.06.2013 № 135-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ) смотреть
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  фиксирует базовые нормы для всей системы информационного законодательства, в т.ч. правового обеспечения информационной безопасности смотреть
  • Письмо Минобразования РФ от 13.08.2002 N 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях» смотреть
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2006 г. «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование»»смотреть
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 сентября 2011 г. № АП-1057/07 «О Правилах подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет» смотреть
  • Доктрина информационной безопасности Российской Федерации http://kremlin.ru/acts/bank/41460 представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере смотреть
  • Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 №08-1184 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет») смотреть
  • Федеральная программа МТС «Дети в Интернете» смотреть
  • Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт смотреть
  • Безопасность детей в Интернете смотреть

Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является: информация, запрещенная для распространения среди детей, информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

1.информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2.способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3.обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

4.отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5.оправдывающая противоправное поведение;

6.содержащая нецензурную брань;

7.содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

1.информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2.вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3.представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4.содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.


Общие правила для родителей

Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку — главный метод защиты.

Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)

Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет

Возраст от 7 до 8 лет

В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

Используйте специальные детские поисковые машины.

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.

Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.

Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».

Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Возраст детей от 9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.

Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.

Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.

Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.

Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.

Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.

Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.

Расскажите детям о порнографии в Интернете.

Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

Возраст детей от 13 до 17 лет

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.
Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.
Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности -соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).

Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от сгіама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.

Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.


Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.

  • Сайт для родителей — Интернет — контроль
  • Пособие для учителей средней школы «Интернет: возможности, компетенции, безопасность». Подготовлено специалистами Фонда Развития Интернета, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Программа рекомендована к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации (Письмо Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № НТ-1338/08). Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» . На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков. Материалы бесплатны и доступны для скачивания подробнее
  • Интернет-игра для младших школьников «Прогулка через Дикий Интернет Лес», посвященная вопросам обеспечения безопасности в сети Интернет перейти.
  • Интернет-ресурсы для педагогических работников:
  • Фонд развития Интернет перейти
  • Лига безопасного Интернета перейти
  • Центр безопасного Интернета в России перейти
  • Сайт проекта Ростелеком «Классный Интернет» перейти(Библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам)
  • Центр безопасности Мicrosoft  перейти
Размер шрифта
Контраст