Добро пожаловать на страницу учителя — логопеда!
Вас приветствует Муратова Альфия Янбулатовна
Профессия: учитель — логопед.
Образование: высшее, БГПУ им.М.Акмуллы, 2012г.
Квалификационная категория: высшая
Педагогический стаж: 19 лет, в должности учителя — логопеда 6 лет.
Особенности работы учителя-логопеда в детском саду
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения требует от логопеда особого внимания и применения специфических методов коррекционно-развивающей работы. Включение таких детей в образовательный процесс требует не только специальной подготовки педагогов, но и создания благоприятных условий, которые будут способствовать развитию речевых, когнитивных и эмоциональных навыков.
Дети с ОВЗ имеют различные виды нарушений, такие как задержка психоречевого развития, расстройства аутистического спектра, нарушения интеллекта.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, учитывающем его особенности и потребности. Одной из ключевых задач логопеда в работе с такими детьми является диагностика нарушений речи и определение уровня речевого развития. Это позволяет создать индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы, направленную на преодоление речевых недостатков и формирование коммуникативных навыков.
В работе с детьми с ОВЗ логопед использует разнообразные методы и формы занятий, которые способствуют развитию речи, навыков общения и общего психического развития. Например, для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) важным этапом является формирование лексико-грамматических навыков, развитие фонематического восприятия и речевого дыхания. Логопед может использовать такие методы, как артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, дыхательные упражнения и игры на развитие слухового восприятия.
Особенности работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) заключаются в том, что такие дети часто испытывают трудности в социальной коммуникации и взаимодействии с окружающими. В этом случае логопеду необходимо применять специальные методы, направленные на развитие навыков общения. Одним из таких методов является использование визуальных подсказок — карточек, на которых изображены эмоции, действия или предметы. Это помогает ребенку лучше понимать ситуацию и выражать свои желания и эмоции. Например, если ребенок хочет поиграть, он может показать карточку с изображением игрушки, что способствует взаимодействию с окружающими.
Работа с детьми с ОВЗ также требует активного взаимодействия с родителями. Логопед должен не только проводить занятия с ребенком, но и обучать родителей методам работы дома. Например, родители могут выполнять с детьми упражнения на развитие артикуляции и дыхания, а также использовать логопедические игры, направленные на развитие лексико-грамматических навыков. Важно, чтобы родители понимали значимость регулярных занятий и поддержки ребенка вне стен дошкольного учреждения.
Создание благоприятной среды в ДОУ для детей с ОВЗ также является важным фактором в их развитии. Логопед и педагоги должны создавать атмосферу поддержки и понимания, где ребенок чувствует себя комфортно и безопасно. Важным аспектом является не только индивидуальная работа с ребенком, но и его включение в коллективные занятия, что способствует развитию навыков общения и адаптации к социальной среде. Например, участие в групповых играх с другими детьми помогает развивать навыки взаимодействия, что особенно важно для детей с аутизмом или социальными трудностями.
Работа логопеда с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении — это сложный, но важный процесс, требующий комплексного подхода и использования разнообразных методов. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, адаптировать занятия под его потребности и активно привлекать родителей к коррекционной работе. Логопедическая помощь способствует не только развитию речевых навыков, но и общей социализации детей, их адаптации к окружающей среде и успешной подготовке к дальнейшему обучению в школе.
Рубрика «В помощь родителям»
Рубрика «В помощь родителям»
Рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра