Ресурсный класс. Дети с ОВЗ

Администрация МАОУ «Центр образования №40» информирует о размещении на платформе «СМАРТЕКА» организационно-управленческих и социальных практик, обеспечивающих развитие инклюзивного образования и создание специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья https://smarteka.com/practices, раздел «Инклюзия»).

Предметом регулирования ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ  являются отношения в сфере образования между их участниками (детьми с ограниченными возможностями здоровья), возникающие при реализации основной, адаптированной и индивидуальной образовательных программ начального образования обучающихся с РАС организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Для выполнения этого регулирования в  нашем центре образования был запущен пилотный проект «Ресурсный класс».

В МАОУ «Центр образования № 40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Уфы совместно с АНО помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра «РАССВЕТ» реализуется проект обучения детей с РАС «Проект внедрения модели инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на базе средней общеобразовательной школы г. Уфы путем организации ресурсного класса с применением метода прикладного анализа поведения (АВА) в 2018-2019 учебном году».

Цель проекта  заключается во внедрении модели инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на базе МБОУ «Центр образования  №40 с углубленным изучением отдельных предметов» путем организации ресурсного класса  с применением метода прикладного анализа поведения (АВА).

Задачи проекта:

  1. Создание необходимых условий для успешной адаптации и социализации каждого ребенка при поступлении в образовательное учреждение
  2. Организация индивидуальных и групповых коррекционно – образовательных занятий с обучающимися для освоения адаптированных образовательных программ
  3. Обеспечение условий для психологической разгрузки обучающихся с ОВЗ
  4. Учет потребностей и особенностей каждого обучающегося с ОВЗ при реализации адаптированных образовательных программ
  5. Корректировка социально-неприемлемого поведения детей с ОВЗ.

Аутизм или расстройство аутистического спектра (РАС) – термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.
Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах: общении, разговоре и поведении.
Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это биологическое расстройство, причины которого до конца не изучены.
Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка, не спешите с выводами о плохом воспитании, она может быть следствием специфических трудностей при аутизме.
Что важно делать:

  • демонстрировать спокойное поведение;
  • дать понять родителям, что вы все понимаете;
  • предложить помощь;
  • убрать хрупкие и опасные предметы поблизости;
  • по возможности успокоить других прохожих и оградить ребенка от излишнего внимания.

Станьте добрее! Не отвергайте аутистов! Примите их непохожесть!
Дайте им шанс на полноценную жизнь!

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212300059
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303220005
  3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/download/2377/
  4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» https://docs.edu.gov.ru/document/2173be39620e82f3ffdc35693b932846/download/1257/
  5. Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации». https://docs.edu.gov.ru/document/6f205375c5b33320e8416ddb5a5704e3/
  6. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС–551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-20.02.2019-N-TS-551_07/
  7. Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». https://docs.cntd.ru/document/499050217
  8. Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020 — 2025 годы https://docs.cntd.ru/document/570817189
  9. Приказ о реализации в Республике Башкортостан в 2018-2021 годы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598, и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 
  10. https://yanaulsait.ucoz.ru/2018-2019/ob_ispolnenii_v_respublike_bashkortostan_v_2018-20.pdf